www.libo.ru/libo5118.htmlПрежде всего должен сказать – читающий это должен думать о сказке А.
Милна. В крайнем случае о советском мультике. Валлиец Аллан Милн,
уроженец западной окраины кельтского мира, вложил в свой роман глубокий
инициатический мессадж, уходящий корнями в друидическую традицию, а
уроженец восточной окраины той же Кельтики, галициец Хитрук, не менее
гениально этот месседж уловил, отразив один из ключевых моментов романа в
своем мультфильме – точнее, трех мультфильмах – вспомним знаменитые
кельтские триады..
Диснеевскую же профаническую попсу – забудьте, как страшный сон!!! По крайней мере, до конца прочтения этого материала.
Итак, всмотримся в героев. Кто перед нами?
Решительный, деятельный, но не слишком вдумчивый («в голове моей опилки – да-да-да!») медвежонок Винни Пух.
Он шумит, рвется в бой, он распевает хвастливые стишки собственного сочинения и в огромных количествах потребляет мед.
В
кельтской традиции медведь – символ касты воинов. Кельтские воины
шумят, кричат, бахвалятся, рвутся в бой, распевают стихи собственного
сочинения, как правило, посвященные себе любимому, в огромных
количествах потребляют хмельной мед.
читать дальшеРядом – неприметный Пятачок. Но не стоит обманываться! На самом деле – он проводник и где-то наставник Винни Пуха
Вепрь, кабан – в кельтской мифологии символ друида, жреца.
Воин
и поэт Винни-Пух желает захватить мед. Для этого ему необходимо
овершить восхождение на выокое дерево. Я думаю, искушенные в мифологии
читатели уже догадались, что дерево – это Мировое Древо, а мед – суть
Мед Поэзии, столь желанный стихотворцу. естественно, попытка добиться
Меда самостоятельно оканчивается полным крахом, и тут Винни спешит к
такому, казалось бы, слабому и неприметному Пятачку – без него наш
воин-медвежонок не в силах вскарабкаться на Древо. Именно Пятачку
принадлежат средства подъема в верхний мир, закодированные в образе
воздушных шариков.
И вот тут-то и есть один из глубоких моментов данного фильма.
Цвета
«шариков» – это цвета двух младших друидских орденов – синий, цвет
ордена Бардов или Поэтов, к которому, судя по расцветке покрытых
клановой клеткой штанов, принадлежит сам Пятачок (Пух, как и, зачастую,
кельтские воины, ходит без одежды), и зеленый, цвет знахарей-Оватов.
Орден
Оватов ниже ордена бардов, и начаткам поэзии обучаются там. Винни
следовало бы выбрать именно его. Но, как и всякий культский герой,
медвежонок одержим гордыней. Он ухватывается за более престижный синий
шар, воображая себя уже если не состоявшимся Бардом, то готовым принять
это звание и желая ассоциироваться не с древесным листом, находящимся по
середине между небом и землей, а с небом.
Перед экспедицией Винни
покрывает себя ритуальной окраской, как и любой отправляющийся в поход
кельтский воин. Выдавая себя за тучку, он аппелирует к покровителю
воинов – громовержцу Таранису.
Но фатальная ошибка уже совершена –
и горделивый герой терпит поражение в столкновении с суровыми
Хранителями Меда. Спуститься назад ему помогает тот же Пятачок, как
видим, до конца исполняющий свою роль проводника.
Простой урок этой
истории – в том, что воину не должно вторгаться в сферы, где вся его
неукротимая витальность не компенсирует тихой и скромной мудрости
неприметного внешне друида.
Кролик во втором мультике – Бо Айре, третье сословие, обязанное кормить не только скромных друидов, но и прожорливых воинов.
Однако если воин злоупотребляет право кормления, то может попасть в «безвыходное положение».
А теперь третий, он же последний мультик.
история
о печальном ослике Иа, потерявшего хвост в терновнике и проводящем дни в
скорби о несовершенстве мира, к которому никто не приходит на день
рождения и не приносит подарки…
К чьему символизму относятся
образы терна и осла – думаю, напоминать не надо. В средневековой
Ирландии, до ее окончательного обращения, отношения между христианской и
языческой общиной были сведены к минимуму. В частности – с христианами
не обменивались дарами.
И вот воинское сословие (Винни) «убеждает»
остальных друзей прийти на праздник к Иа. хотя в кельтских землях и не
было «крещения огнем и мечом» в том объеме, в котором это произошло на
Руси и в других европейских странах, но воинское сословие все же приняло
христианство в числе первых и способствовало его распространениюю.
Сам
он приносит горшок. Горшок, столь большую роль играющий в мире Винни –
это, безусловно, волшебный кельтский котел изобилия, трансфорировавшийся
в Средневековье в Грааль. Он символизирует богатство – как духовное,
так и земное, материальное. Однако мед из горшка выедает сам Винни –
ехидный намек на то, что короли и воины крещеных кельтов не слишком
спешили делиться со своей церковью материальными благами. Бард Пятачок
прниносит зеленый шарик Овата – но шарик лопается, и более непригоден
для вознесения в Верхний Мир. Дух из друидических обрядов и текстов,
переданных христианству, улетучился,остались только формы – но Иа и тем
доволен.
Кролик же праздник саботирует – как и везде, крестьянство примыкает к новой вере последним.
Вот
только Сова, загадочная… точнее загадочный Сова… Кто он? Судья-бреггон?
Высший друид? Или Верховный Царь? В чем символизм хвоста, потерянного
Иа в терновнике, прикрепленного к колокольчику Совой и им же Иа
возвращенного?